Автор: Alien
Все мы знаем, что из 100 новообразованных фирм 90 закрывается в течении года. В течении 10 лет закрывается, наверное, 99% фирм, а до гигантских размеров Microsoft дорастают вообще единицы. Из миллионов. 200-300 лет фирмы, по - моему, вообще не существуют. Идет естественный отбор. И для того, чтобы добраться до вершины пирамиды естественного отбора, одного мастерства, очевидно, мало. Нужно еще фантастическое везение и благоприятное стечение обстоятельств. Религии, как и фирмы, тоже исчезают и появляются; и никто не находит ничего удивительного в том, что бОльшая часть их так и не разрастаются более чем до десятка человек. Но есть монстры, которые существуют тысячи лет. Как же получается, из - за чего одни религии умирают почти сразу, а другие - живут тысячи лет? Как и в причинах, определяющих успех фирмы, ответ стоит поискать в маркетинговой политике. Правомерно ли такая постановка вопроса применительно к религии? Да. Известно, что многие люди выбирают религию по тому, как она раскручена ( бренд ). Известно, что каждая белосветная религия претендует на обладание абсолютной истиной ( монополия ). Известно, что изначально любая религия расчитывается на определенную целевую аудиторию (собственно, позиционирование на рынке ). Аналогии, как выясняется, есть. Рассмотрим на примере христианства причины его успеха с точки зрения позиционирования на рынке. Изначально христианство было расчитано явно на людей неимущих, угнетенных. Таких было большинство. Это - первый плюс христианства. То есть, христианство позиционировалось как продукт массового потребления. Не эксклюзивный. Каково же было его изначальное качество как философии? Качество было достаточно низким. Но и целевая аудитория была достаточно нетребовательной. Распинания христианских богословов о том, что христианство явило миру принципиально новые идеи, мягко говоря, не имеют основания. Христианство не возникла с нуля в головах людей - оно явилось грубой компиляцией обрывочных сведений, которые неграмотные люди нахватали из обрывков других религий, существовавших на тот момент. Иногда эти компиляции были настолько дикими, что христианские богословы до сих пор ломают над ними головы; большинство же грубых изъянов удалось за 2000 лет интенсивной работы как - то объяснить. Спасительным фактором здесь являлось то, что простые, неграмотные люди, на которых христианство и было расчитано, не уделяли внимания философии. Их больше волновали чисто практические вопросы, касавшиеся их шкурных интересов. И христианство эти шкурные интересы учитывало очень внимательно, что явилось одним из важных факторов его успеха. Как же оно их учитывало? Во - первых, христианство поднимало самооценку этих людей ( а первые христиане стояли на социальной лестнице того общества весьма низко ). Во - вторых христианство, будучи не в силах помочь человеку какими бы то ни было благами на этом свете, сулило ему не только благую жизнь за гробом, но и превосходство над тогдашними олигархами. Это - второй важный плюс. Что же христианство требовало взамен? Да вобщем - то ничего. Поначалу ничего. Почему же тогда люди шли на муки ради веры? Причиной послужило то, что эти люди свое недомыслие компенсировали радикализмом. Они поверили в идею вечной жизни за гробом ( а на обещания христианство не скупилось ), и были ради этого готовы идти на что угодно ровно также, как сейчас идут на смерть мусульманские шахиды. У них этому способствует очень интенсивное промывание мозгов; вероятно, что христианские первосвященники тоже занимались аналогичными действиями в отношении своей паствы. В какой - то момент государство осознало, что христианство как религия - выгодно обществу в целом и правящей верхушке в частности. И тогда к куцей философии потянулись авторитетные профессионалы с тем, чтобы привести эту самую философию в божеский приличный вид. Как только христианство было приведено в более благопристойный вид, началась его пропаганда уже в среде людей более высокого уровня, вплоть до государственных деятелей. Начался расцвет христианства. Христианство, захватив позицию на рынке, сразу же стало стремиться к монополии, вытесняя правдами и неправдами, войнами, убийствами, другие религии и культы. С точки зрения маркетинга это тоже было правильным ходом. Еще одним правильным ходом было стремление внедрить своих людей в верхушку власти, а потом эту власть захватить целиком. Сколько при этом надо будет убрать несогласных - было неважно. Христианство инвестировало огромные средства в поиск новых рынков. Правда, на новых рынках христианство часто навязывалось методами, бывшими в ходу у российской братвы времен 90х годов. Жаль, что в то время не было утюгов и паяльников. Итак, мы видим, что христианство для достижения власти и ее удержания не брезговало криминалом, убийствами, подкупом, короче, использовало все средства вне зависимости от их законности, моральности и справедливости. Ничего удивительного нет в том, что христианство получило власть на очень большой территории и удерживало ее сотни лет. Удерживало жестко и бескомпромиссно. Разумеется, христианство проявляло интерес к обучению. Человек должен был с рождения знать, что христианство - это благо; по возможности он не должен был знать вообще, что существуют еще какие - либо религии или мировоззрения. Монополия была достигнута по полной программе. Также, христианство пыталось, и небезуспешно, внедриться в как можно большее число аспектов жизни человека. Рождение, смерть, обучение - жизнь человека в старые времена была очень тесно связана с церковью и отпадение человека от церкви вызывала его автоматическое отпадение от общества. Церковь очень внимательно следила за тем, чтобы никто не покушался на ее авторитет. До сих пор христианство не делало ошибок и прочно удерживало власть. Оно вело себя абсолютно правильно с точки зрения маркетинга, и являлось огромной организацией, очень прочно интегрированной во власть. Вообще, церковь одной из первых поняла пользу глобализации и реализовала ее. Фактически, церковь стала первой глобальной корпорацией. Что же произошло сейчас? В какой - то момент сумма знаний человека об устройстве мира, философские изыскания, развитие наук увеличило контраст между христианским и научным миропониманием до такой степени, что терпеть это стало невозможным ( а христиане, будучи догматичными и консервативными, упустили момент, когда христианскую философию надо бы было подогнать под новые требования ), и государство, по прежнему признавая пользу христианства, стало все же сбрасывать его гнет. Та же Россия теперь уже является светским государством хотя бы по конституции ( увы - пока ТОЛЬКО по конституции ). В наши дни христианство стремительно теряет рынок. Оно пытается приспособить свой товар под современные рыночные требования, но любой товар, в том числе предлагаемый христианством, имеет предел приспосабливаемости. Этот предел уже близок. Сможет ли христианство приспособить устаревший товар под современного человека, все больше и больше отходящего от религии - покажет время. Однако, совершенно ясно, что причина столь большой живучести христианства – отнюдь не в сверхъестетсвенном вмешательстве, а в правильной маркетинговой политике.